-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
У детей с амблиопией и косоглазием наблюдается немного замедленное развитие всех психических процессов, в том числе и речи. Поэтому работа учителя - логопеда имеет свою специфику.
Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и
тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух
является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с
другими, - основой мышления. Основную информацию об окружающем мире дети
получают до трех лет, и более 90 % этой информации - с помощью зрения.
Даже небольшое снижение остроты зрения в младенческом возрасте
задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета
окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся
объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от
другого - у него есть опыт и знания. У маленького ребенка практически нет
зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот
почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить,
является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое
пятно. Только многократно воспринимая предметы, малыш начинает их выделять.
Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных
занятиях по развитию зрительного восприятия. И если со всеми детьми развитие
зрительного восприятия – это знакомство с предметами, их формой, цветом,
размером и т.д., то для детей с нарушением зрения, подбираются такие
упражнения, которые бы активизировали и стимулировали зрительную функцию.
Например: «Проследи, как летит бабочка» - это и движение глаз, и фиксация, и
локализация. Или: «Найди маленький желтый домик. Проследи глазками, куда ведет
от него дорожка. Затем найди большой оранжевый домик и глазками проследи
дорожку от него».
В познании окружающего мира человек пользуется не только своим
чувственным опытом, но и словом. При нарушении зрения деятельность самого
механизма речи не изменяется. Но слепота и слабовидение затрудняют подражание и
наблюдение за движением речевых органов собеседника, из-за чего часто страдает
звукопроизношение. Поэтому логопед на своих занятиях по формированию
артикуляционных поз обязательно подключает тактильные ощущения. Ребенок не
только смотрит на логопеда, но и пальчиками помогает своему языку, губам,
подключая, таким образом, еще один информационный канал. Во время проведения
пальчиковых гимнастик, динамических пауз необходимо акцентировать внимание не
только на развитие мелкой и общей моторики, но и на работе глаз, т.е. играя с
пальчиками, ребенок следит за ними взглядом, в отличие от нормально видящего,
который бы делал эти движения, не
фиксируя глаз на пальцы.
Зрительная депривация дошкольников затрудняет процесс
восприятия окружающего мира, представления о предметах у детей неполны,
фрагментарны, отличаются от представлений зрячих сверстников сниженной степенью
обобщенности. Все это приводит к обедненности словаря, отражающего чувственный
мир, к разрыву между словом и его предметной соотнесенностью. Трудности
соотнесения признака предмета со словом у детей с косоглазием и амблиопией
дошкольного возраста обусловлены недостаточностью их знаний о признаках
реальных объектов и явлений, обеднённостью словарного запаса. Уровень выделения
общих признаков предметов и овладение обобщающими словами у детей обозначенной
категории в сравнении с нормой значительно снижен. Из этого следует, что работа над обогащением
словаря должна ориентироваться, в первую очередь, на зрительный анализ информации и активное включение
всех сохранных анализаторов, позволяющих восполнить, обогатить
впечатление детей о форме, величине, цвете, запахе, фактуре и других признаках
предметов.
На занятиях наряду с картинками часто используются
предметы-игрушки. Детальное исследование этих игрушек с помощью осязания, игры
с ними позволяют ребенку быстрее накопить достаточное количество слов для
описания предмета, расширить возможности в познании окружающего мира и служит
обогащению их речи.
Для слабовидящих детей память
имеет особенно важное значение, так как большое количество информации им
приходится хранить в памяти. Дети с нормальным зрением могут довольно легко
восполнить недостающие или исчезнувшие из памяти образы и представления, что
сделать детям с дефектом зрения намного сложнее. Поэтому для повышения
эффективности процесса обучения необходимо интенсивно вести работу над
развитием памяти.
Должна быть установка на время, в течение которого должен храниться в
памяти этот материал, так как результаты исследований показали, что в
зависимости от того, на какой срок ребенок ставил установку на запоминание,
данный материал и хранился в его памяти. Поэтому ребенку предлагается игра
«Встретимся завтра», объясняется, что все, что ты запомнишь из этих картинок
или предметов сегодня, завтра тебе надо будет показать еще раз.
Итак, подведем итоги. Какие особенности должен учитывать логопед при
работе с детьми со зрительной патологией.
1.
Периоды развития психических процессов и речи более
длительны и не совпадают с периодами развития зрячих, поэтому коррекционная
работа должна строиться с учетом этих сензитивных периодов.
2.
Необходимость в стимуляции и активизации зрительного
анализатора на всех этапах занятия.
3.
Снижение познавательной активности и, как следствие,
бедность словарного запаса и затруднения процесса овладения обобщающими
словами.
4.
Низкий уровень развития памяти.
Только учитывая эту специфику, логопед добьется результатов в развитии
речи у детей с патологией зрения.
Поделиться в социальных сетях:
ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 13.07.2024
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону 9222166290